Аверьянов С.А.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ
ИНИЦИАТИВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БИБЛИОТЕКИ

        Включение библиотек в рыночную экономику повлекло за собой свертывание объемов бюджетного финансирования и обострение конкуренции с производителями аналогичных услуг. Предпринимательские возможности большинства отечественных библиотек ограничены в силу ряда объективных причин. Библиотека предлагает специфические услуги, удовлетворяющие неплатежеспособный и платежеспособный спрос различных социально-демографических, возрастных групп читателей. Для достижения наивысшей степени эффективности в данной деятельности библиотеки стремятся к тому, чтобы их услуги были узнаваемы, закрепились в сознании населения, избирают рациональные каналы продвижения. Это возможно при наличии бизнес-плана библиотеки, разбивке цели на поэтапные задачи, моделировании перспектив, средств их достижения, разработке плана действий различной степени детализации. 
        Бизнес-план позволяет ранжировать действия библиотеки по степени важности; выявить сильные и слабые стороны деятельности; оценить качество предлагаемых и планируемых услуг и соотнести их с имеющимися ресурсами и возможностями библиотек; спрогнозировать развитие рынка; предусматривает результаты; определяет возможные пути выхода из непредвиденных (но возможных) ситуаций; закладывает критерии оценки внедряемой маркетинговой концепции; обусловливает процессы сегментации пользователей услуг; указывает круг специалистов, сотрудников, способных реализовать поставленную цель.
        Бизнес-план целесообразно использовать, когда библиотеке необходимо получить консультацию специалистов: представителей органов управления, маркетологов, экспертов, юристов, рекламных агентов. Поднимая вопросы о предоставлении библиотеками платных услуг населению, необходимо отметить, что в ряде случаев отсутствует культура внедрения маркетинга. Считают, что маркетинг ограничивается лишь внедрением платных услуг. Это в корне неверно. Традиционные планы библиотеки в должной мере не предусматривают перспективы ее рыночной деятельности. Этот вопрос решается с помощью бизнес-плана, который отнюдь не подменяет собой обычный план, а дополняет его, содействует достижению основной цели деятельности библиотеки. Он обеспечивает повышение эффективности и качества предлагаемых услуг.
        Библиотеки стремятся убедить представителей местных органов власти и управления, спонсоров, широкие слои населения в полезности своей деятельности для современного общества, в необходимости привлечения субсидий на реализацию социально значимых проектов, в оптимальном использовании имеющихся ресурсов.
В связи с этим все мероприятия библиотеки тщательно планируются, аргументируются и обосновываются с финансовых позиций. Бизнес-план поможет поднять престиж библиотеки в деловом мире, выступит в качестве своеобразного гаранта ее важности и полезности. Разрабатывая и реализуя эту форму планирования, библиотека зарекомендует себя в качестве надежного партнера. 
Бизнес-план необходим библиотечным работникам для уяснения перспективы и стоящих задач, а руководству для тщательного анализа и отработки имеющейся идеи. Он сделает работу библиотеки белее рациональной. С его помощью можно рационально управлять деятельностью библиотеки, а не просто реагировать на события и факторы внешней маркетинговой среды.
        Планирование – процесс творческий. Каждая библиотека разрабатывает бизнес-план исходя из детального анализа внешней среды, потребностей пользователей, своей миссии, специфики, сложившихся традиций. Составление бизнес-плана основывается на библиотечных реалиях: наличие необходимых ресурсов, специфика услуг, освоенная доля рынка, возможности конкурентов, потенциал персонала, возможный риск, перспективы совершенствования технологий, социально-психологический климат в коллективе.
        В процессе разработки бизнес-плана принимают участие методисты, маркетологи, специалисты по рекламе и формированию номенклатуры услуг и цен, по продвижению услуг. Все они составляют единую команду. Каждый осуществляет общее руководство и контроль за реализацией своей части плана. Процесс разработки плана завершает единый координатор, сводящий в одно целое его отдельные части. При расширении номенклатуры библиотечных услуг или внедрении новых предусматриваются расходы, определяются сроки предоставления услуг, которые классифицируются как бесплатные или платные для читателей, устанавливается круг их потенциальных пользователей, предусматриваются возможные системы скидок, льготы, рассчитываются необходимые объемы услуг.
Hosted by uCoz